Назаров
С.А.
Правила пожарной безопасности – это Закон?
За последний год в России произошел ряд пожаров с массовой гибелью людей,
наиболее тяжким из которых является пожар в общежитии Российского Университета
Дружбы народов в городе Москва. Нескольким руководителям РУДН прокуратурой
предъявлены обвинения в преступлении, предусмотренном частью 2 ст. 219
УК РФ «Нарушение правила пожарной безопасности».
Санкция по части 2 указанной статьи предусматривает, в том числе наказание
до 10 лет лишения свободы, что относит преступление к числу тяжких.
Диспозиция
статьи банкетная, отсылающая к другому нормативному акту – правилам пожарной
безопасности, и тяжесть наказания за нарушение этих правил заставляет
присмотреться к ним повнимательнее. И первый возникший вопрос – что такое
правила пожарной безопасности? Это отдельный акт – «Правила пожарной безопасности
в Российской Федерации ППБ 01-03», утвержденные приказом МЧС России от
18 июня 2003 г. № 213 или «комплект положений, устанавливающих обязательные
требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном Законе «О
пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним Федеральных
законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых
актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов,
в частности стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности,
инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров
и
обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара»
– как указано в Постановлении № 14 Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 5 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушениях
правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем
поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем». Безусловно,
суды Российской Федерации будут руководствоваться в своей деятельности
разъяснением Пленума Верховного суда, а чем должны руководствоваться лица,
на которых лежит обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности,
если «Правила…», утвержденные приказом МЧС не подпадают ни под определение,
данное Верховным судом РФ, и не содержатся в перечне примеров Правил пожарной
безопасности, действующих на территории России. Но здесь возникает еще
один вопрос, а не вышел ли Верховный суд Российской Федерации, давая разъяснение
по вопросам судебной практики по делам о пожарах, за пределы своих полномочий,
установленных ст. 126 Конституции Российской Федерации, установив, что
следует понимать под правилами пожарной безопасности, которые относятся
к нормам технического регулирования? О том, что пожарная безопасность
обеспечивается нормами технического регулирования, следует из анализа
Федерального Закона РФ «О техническом регулировании».
Не
содержит в себе определения правил пожарной безопасности и Федеральный
Закон РФ «О пожарной безопасности». В ст. 1 Закона есть определение требований
пожарной безопасности, которые определяются как «специальные условия социального
и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной
безопасности законодательством Российской Федерации» и, сопоставив данное
определение с определением правил пожарной безопасности, указанном в Постановлении
№ 14 Пленума Верховного суда Российской Федерации, можно сделать вывод,
что «Правила пожарной безопасности» и «требования пожарной безопасности»
– понятия идентичные. Между тем это не так.
В
части 3 ст. 20 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» сказано:
«К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты,
нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие
требования пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие
требования пожарной безопасности», т.е. правила пожарной безопасности
– это нормативный акт, а не комплекс положений, содержащихся в различных
нормативных актах.
Согласно
же п. 3 части 1 ст. 16 Федерального Закона «О пожарной безопасности» организация
разработки и утверждение государственных стандартов, норм, правил пожарной
безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности
относится к полномочиям Федеральных органов государственной власти, к
которым в соответствии с частью 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации
относятся Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство
Российской Федерации. Такой же подход к уровню утверждения технических
регламентов, содержащих обязательные для исполнения технические требования
по пожарной безопасности, заложены в ст. 7 Федерального Закона «О техническом
регулировании», пункт 10 которой гласит, что технический регламент принимается
Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.
Из
сказанного можно сделать только один вывод: законодатель в ст. 219 УК
РФ предусмотрел уголовную ответственность именно за нарушение правил пожарной
безопасности, как нормативного акта, принятого, утвержденного и зарегистрированного
в соответствии с законодательством России.
Очевидно, что иные нормативные акты, содержащие в себе требования пожарной
безопасности, и такие, как нормы пожарной безопасности, которых принято
более сотни, строительных норм и правил, в том числе СНиП 21-01-97 «Пожарная
безопасность зданий и сооружений», ГОСТы, различные инструкции не могут
рассматриваться, как правила пожарной безопасности, за нарушение которых
установлена уголовная ответственность, поскольку согласно части 2 ст.
3 Уголовного кодекса Российской Федерации применение уголовного закона
по аналогии не допускается.
Но,
даже придя к выводу, что правила пожарной безопасности – это нормативный
документ, а не совокупность различного рода положений и соответственно
этим документом могут быть «Правила пожарной безопасности в Российской
Федерации ППБ 01-03», все же остаются сомнения, а законно ли будет привлекать
к уголовной ответственности лицо за нарушение указанных правил, если совершенно
непонятно, на каком правовом основании Федеральный орган исполнительной
власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – своим
приказом вводит на все территории России Правила, обязательные к исполнению
органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их
должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица,
гражданами России, иностранцами, лицами без гражданства? Именно такой
перечень органов и лиц, которые должны выполнять указанные правила, дан
в пункте 1 «Правил…». Получается, что Правила пожарной безопасности фактически
приравниваются к Закону в отношении круга лиц, на которые они распространяются,
что не допустимо, поскольку согласно ст. 10 Конституции России законодательная
и исполнительная власть самостоятельны.
К тому же вряд ли обосновано наделение одного органа Федеральной исполнительной
власти – МЧС России – правами:
– издавать обязательные для исполнения правила пожарной безопасности;
– осуществлять государственный надзор за их исполнением;
– осуществлять административное производство по нарушениям этих правил;
– производить дознание по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;
– тушить пожары.
|
Это
нужно знать каждому!
Актуальные проблемы погорельцев
в российской печати:
|