КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Назаров С.А.

Правила пожарной безопасности – это Закон?

За последний год в России произошел ряд пожаров с массовой гибелью людей, наиболее тяжким из которых является пожар в общежитии Российского Университета Дружбы народов в городе Москва. Нескольким руководителям РУДН прокуратурой предъявлены обвинения в преступлении, предусмотренном частью 2 ст. 219 УК РФ «Нарушение правила пожарной безопасности».

Санкция по части 2 указанной статьи предусматривает, в том числе наказание до 10 лет лишения свободы, что относит преступление к числу тяжких.

Диспозиция статьи банкетная, отсылающая к другому нормативному акту – правилам пожарной безопасности, и тяжесть наказания за нарушение этих правил заставляет присмотреться к ним повнимательнее. И первый возникший вопрос – что такое правила пожарной безопасности? Это отдельный акт – «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03», утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 213 или «комплект положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном Законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним Федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и
обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара» – как указано в Постановлении № 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем». Безусловно, суды Российской Федерации будут руководствоваться в своей деятельности разъяснением Пленума Верховного суда, а чем должны руководствоваться лица, на которых лежит обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, если «Правила…», утвержденные приказом МЧС не подпадают ни под определение, данное Верховным судом РФ, и не содержатся в перечне примеров Правил пожарной безопасности, действующих на территории России. Но здесь возникает еще один вопрос, а не вышел ли Верховный суд Российской Федерации, давая разъяснение по вопросам судебной практики по делам о пожарах, за пределы своих полномочий, установленных ст. 126 Конституции Российской Федерации, установив, что следует понимать под правилами пожарной безопасности, которые относятся к нормам технического регулирования? О том, что пожарная безопасность обеспечивается нормами технического регулирования, следует из анализа Федерального Закона РФ «О техническом регулировании».

Не содержит в себе определения правил пожарной безопасности и Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности». В ст. 1 Закона есть определение требований пожарной безопасности, которые определяются как «специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации» и, сопоставив данное определение с определением правил пожарной безопасности, указанном в Постановлении № 14 Пленума Верховного суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что «Правила пожарной безопасности» и «требования пожарной безопасности» – понятия идентичные. Между тем это не так.

В части 3 ст. 20 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» сказано: «К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности», т.е. правила пожарной безопасности – это нормативный акт, а не комплекс положений, содержащихся в различных нормативных актах.

Согласно же п. 3 части 1 ст. 16 Федерального Закона «О пожарной безопасности» организация разработки и утверждение государственных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности относится к полномочиям Федеральных органов государственной власти, к которым в соответствии с частью 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации относятся Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации. Такой же подход к уровню утверждения технических регламентов, содержащих обязательные для исполнения технические требования по пожарной безопасности, заложены в ст. 7 Федерального Закона «О техническом регулировании», пункт 10 которой гласит, что технический регламент принимается Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.

Из сказанного можно сделать только один вывод: законодатель в ст. 219 УК РФ предусмотрел уголовную ответственность именно за нарушение правил пожарной безопасности, как нормативного акта, принятого, утвержденного и зарегистрированного в соответствии с законодательством России.

Очевидно, что иные нормативные акты, содержащие в себе требования пожарной безопасности, и такие, как нормы пожарной безопасности, которых принято более сотни, строительных норм и правил, в том числе СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ГОСТы, различные инструкции не могут рассматриваться, как правила пожарной безопасности, за нарушение которых установлена уголовная ответственность, поскольку согласно части 2 ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Но, даже придя к выводу, что правила пожарной безопасности – это нормативный документ, а не совокупность различного рода положений и соответственно этим документом могут быть «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03», все же остаются сомнения, а законно ли будет привлекать к уголовной ответственности лицо за нарушение указанных правил, если совершенно непонятно, на каком правовом основании Федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – своим приказом вводит на все территории России Правила, обязательные к исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами России, иностранцами, лицами без гражданства? Именно такой перечень органов и лиц, которые должны выполнять указанные правила, дан в пункте 1 «Правил…». Получается, что Правила пожарной безопасности фактически приравниваются к Закону в отношении круга лиц, на которые они распространяются, что не допустимо, поскольку согласно ст. 10 Конституции России законодательная и исполнительная власть самостоятельны.
К тому же вряд ли обосновано наделение одного органа Федеральной исполнительной
власти – МЧС России – правами:
– издавать обязательные для исполнения правила пожарной безопасности;
– осуществлять государственный надзор за их исполнением;
– осуществлять административное производство по нарушениям этих правил;
– производить дознание по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;
– тушить пожары.

Это нужно знать каждому!
Актуальные проблемы погорельцев
в российской печати:

Статья "Случился пожар? Действуй!"
Статья "Пожар - дело юридическое"
Статья  "Детектив расследует поджог"
Статья "Полномочия ГПС и "пробелы" законодательства"
Статья "Противопожарное страхование и мошенничество"
Статья "Правила пожарной безопасности - это Закон?"
Статья  "Страховая компания обследует зону горения"
Статья "Служба безопасности расследует пожар"
Статья "Огонь, частный детектив и адвокат"
Статья "Охранник не брандмейстер, однако..."
Статья "В офис пришел пожарный инспектор"
Статья "Кто нас контролирует, тот нас и танцует"
Статья "Критический взгляд на правила пожарной безопасности. Анализ рынка систем пожарной сигнализации"
   
В начало Главная страница Контакт