КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Статья опубликована в № 11-12/1998 журнала

Назаров С.А.

Останется безнаказанным?
Критический взгляд на правила пожарной безопасности

В стране не снижается число крупных пожаров. После них, как правило, возбуждаются уголовные дела о поджоге (ч. 2 ст. 167 УК РФ); неосторожном уничтожении чужого имущества при обращении с огнем (ч. 2 ст. 168 УК РФ); нарушении правил пожарной безопасности (ст. 219 УКРФ). Диспозиция статьи 219 УК РФ отсылает к другому нормативному акту к правилам пожарной безопасности, санкция же по части второй статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. Тяжесть возможного наказания заставляет присмотреться к такому нормативному акту, как правила пожарной безопасности.

В постановлении № 3 Пленума Верховного суда СССР от 2 марта 1989 года сказано: "Под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара и т.д.".

Однако в 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон РФ "О пожарной безопасности", в статье 20 которого сказано, что "к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции", а статья 16 устанавливает, что разработка и утверждение этих стандартов, норм и правил относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, к которым, в соответствии со ст. 11 Конституции России, относятся Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России.

Действующие с 1 января 1994 года на территории России "Правила пожарной безопасности в РФ" утверждены главным государственным инспектором по пожарному надзору, введены в действие приказом министра внутренних дел и согласованы с Министерством юстиции. На тот период действовало "Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства России, в соответствии с которым министру внутренних дел было предоставлено право по согласованию с Министерством юстиции издавать обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями и гражданами нормативные акты по вопросам пожарной безопасности и безопасности дорожного движения. В 1996 году Указом Президента России № 1039 от 18 июля утверждено новое "Положение о МВД России", и в нем отсутствует право министра издавать нормативные акты по указанным вопросам. В соответствии с принципами права нормативный акт считается действующим до:
– его официальной отмены;
– истечения срока, на который он рассчитан;
– фактической замены его другим нормативным актом, изданным по тому же вопросу.

Ввиду того, что по отношению к "Правилам пожарной безопасности" не произведено ни одно из перечисленных действий, они, безусловно, считаются действующими. И вот в дополнение к ним Главным управлением государственной противопожарной службы МВД России уже издано порядка 80 норм пожарной безопасности (НПБ) по различным вопросам, в том числе и по таким, как:

– проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях НПБ-104-95;

– определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности НПБ-105-95;

– перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара НПБ-110-96 и т.д.

Эти нормы носят межведомственный характер и соответственно подпадают под действие Указа Президента России от 21.01.93 № 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", согласно которому они должны быть:
а) зарегистрированы в Министерстве юстиции;
б) опубликованы в официальной печати.

К великому сожалению, по отношению ко многим из них не выполнено ни то, ни другое. Следовательно, на основании того же Указа Президента, эти нормы пожарной безопасности не влекут за собой никаких правовых последствий и не могут быть основанием для различных санкций к предприятиям и гражданам, т.е. фактически они выполняют роль справочной литературы по вопросам пожарной безопасности.

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: при всем многообразии норм и правил пожарной безопасности, действующих на территории России, к уголовной или административной ответственности можно привлекать только за нарушение технических норм, содержащихся в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации"
НПБ-01-93.

Это нужно знать каждому!
Актуальные проблемы погорельцев
в российской печати:

Статья "Случился пожар? Действуй!"
Статья "Пожар - дело юридическое"
Статья  "Детектив расследует поджог"
Статья "Полномочия ГПС и "пробелы" законодательства"
Статья "Противопожарное страхование и мошенничество"
Статья "Правила пожарной безопасности - это Закон?"
Статья  "Страховая компания обследует зону горения"
Статья "Служба безопасности расследует пожар"
Статья "Огонь, частный детектив и адвокат"
Статья "Охранник не брандмейстер, однако..."
Статья "В офис пришел пожарный инспектор"
Статья "Кто нас контролирует, тот нас и танцует"
Статья "Останется безнаказанным? Критический взгляд на правила пожарной безопасности"

 

 

   
В начало Главная страница Контакт