КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Статья опубликована в № 4/56 1998 журнала

Назаров С.А.

В офис пришел пожарный инспектор

I. Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности
II. Наложение административных взысканий
III. Приостановка эксплуатации объектов

В статье "Охранник не брандмейстер, однако...", опубликованной в журнале "Мир безопасности" № 9 за 1997 год, на примерах пожаров в различных банках размещенных в кирпичных зданиях с деревянными междуэтажными перекрытиями, были определены возможности и направления деятельности службы безопасности в обеспечении пожарной безопасности. И пожар, произошедший 11 февраля 1998 года в здании "Росморфлота" г.Москвы, лишь подтвердил что к вопросам пожарной безопасности необходимо относиться со всей серьезностью, и уже сейчас, не предваряя выводов следствия и суда, можно предположить, что роковые последствия имели место из-за:

– нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ;

– несвоевременного сообщения в пожарную охрану о пожаре;

– неэффективных мер по тушению пожара на начальном этапе работниками департамента.

Поэтому если на службу безопасности будут возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности, ее руководителю придется разрабатывать противопожарные мероприятия и контактировать с инспектором Государственной противопожарной службы. В этом случае ему необходимы знания вопросов пожарной безопасности и прав, которыми наделен пожарный инспектор в соответствии с действующим законодательством, с тем чтобы:

а) исключить возможность злоупотребления им своими полномочиями;

б) оценить обоснованность и эффективность предлагаемых мер.

Одним из основных нормативных актов, .устанавливающим права должностных лиц Государственной противопожарной службы при осуществлении ими пожарного надзора, является Закон РФ "О пожарной безопасности". В соответствии со ст. 6 Закона инспектор при проверке противопожарного состояния предприятия имеет право:

– давать руководителям предприятий и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

– приостанавливать полностью или частично работу предприятий, эксплуатацию зданий, сооружений при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

– налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности;

– участвовать в работе комиссий по приемке завершенных строительством объектов;

– производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и т.д.

Реализация инспектором любого из перечисленных полномочий некомпетентно либо с превышением полномочий может нанести предприятию ущерб. В этой связи необходимо более подробно рассмотреть каждое из указанных полномочий.

I. Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности

В ходе противопожарного обследования действующих и строящихся предприятий при проверке проектно-сметной документации могут быть вскрыты нарушения правил пожарной безопасности, строительных норм и правил, государственных стандартов и т.д.

По сложившейся практике, инспектора в этом случае в предписаниях указывают мероприятия, направленные на устранение вскрытых нарушений, а не сами нарушения. В отдельных случаях, когда администрация проверяемого объекта сама не в состоянии разработать противопожарные мероприятия, это может быть оправдано. В другой ситуации это может привести к неоправданным финансовым тратам.

Например: при обследовании инспектор обнаружил что в помещении малярного отделения, отнесенного к категории "А" по взрывопожарной опасности, работает 7 человек и при этом помещение имеет только один выход, что является нарушением п. 1.3.3.1 Правил пожарной безопасности в РФ и п. 2.26 СНиП "Производственные здания". Инспектор в этом случае вынесет постановление о запрещении эксплуатации малярного отделения, а в предписании укажет, что помещение должно быть оборудовано вторым эвакуационным выходом в определенный срок. Между тем есть еще, как минимум, два варианта устранения вскрытого нарушения. Первый – администрация может снизить число рабочих мест до 5 и тогда помещение и с одним выходом будет отвечать требованиям безопасности. Второй – изменить категорию помещения, переведя его из категории "А" в "В", заменив взрывоопасные краски и лаки на менее взрывоопасные или уменьшив их количество увеличив кратность воздухообмена за счет аварийной вентиляции, уменьшив возможную площадь разлива пожароопасной жидкости, и т.д. Кроме этого снижение категории влечет за собой смягчение требований по взрывозащите и огнестойкости здания, организации эвакуации и т.д. Критерием выбора варианта решения по противопожарной защите будет экономичность и эффективность.

И таких примеров можно привести множество. В каждом случае, когда имеется нарушение противопожарной нормы, находящейся в зависимости от различных величин: площади, расстояния, времени, давления и т.д., может быть предусмотрено несколько вариантов устранения этого нарушения.

Поэтому руководителю службы безопасности при ознакомлении с перечнем нарушений, вскрытых пожарным инспектором, необходимо уяснить:

а) существо каждого вскрытого нарушения;

б) требования какого нормативного акта нарушены (строительные нормы и правила (СНиПы) распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые объекты и не распространяются на уже эксплуатируемые, кроме случаев обеспечения безопасности людей. Это же положение относится и к Правилам устройства электроустановок);

в) влияет ли данное нарушение на обеспечение безопасности людей;

г) влияет ли вскрытое нарушение на возможность возникновения пожара; на распространение пожара; на организацию тушения пожара и т.д.;

д) образует ли вскрытое нарушение состав административного правонарушения;

е) выполнением каких мероприятий может быть устранено вскрытое нарушение или его отрицательное влияние;

ж) реальные сроки устранения вскрытого нарушения.

Произведя по предложенной схеме анализ вскрытых при проверке противопожарных нарушений, начальник службы безопасности может:

– определить круг нарушений, подлежащих устранению в первую очередь и в наиболее короткие сроки (это нарушения, отрицательно влияющие на обеспечение безопасности людей);

– выбрать наиболее рациональный вариант устранения вскрытых нарушений;

– аргументировано отклонить необоснованные требования пожарного инспектора.

В начало

II. Наложение административных взысканий

Законом РФ "О пожарной безопасности" и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее КоАП) за административные проступки в области пожарной безопасности установлена административная ответственность.

Закон "О пожарной безопасности" в ст. 38 указывает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

1) собственники имущества;

2) лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;

3) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

4) должностные лица в пределах их компетенции. (В соответствии с Законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в категорию должностных включаются лица, занимающие соответствующие должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях).

Согласно же ст. 169 КоАП „административные взыскания в виде предупреждения или штрафа могут быть наложены на граждан или на должностных лиц. Таким образом, лица, перечисленные в пунктах а), б), в) (в том числе и директоры ООО, АО и других коммерческих организаций), могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения в области пожарной безопасности только как граждане, и максимальный размер штрафа в этом случае не может превышать 1/2 минимального размера оплаты труда.

Как показывает судебная практика, при наложении административных взысканий инспектора допускают нарушения как материальных, так и процессуальных норм: не разъясняют нарушителям их права и обязанности; не предупреждают о времени и месте рассмотрения административного дела; не учитывают состояние крайней необходимости и т.д. Поэтому руководитель службы безопасности, столкнувшись с фактом составления административного протокола, должен при ознакомлении с ним уяснить:

1) существо административного правонарушения, в совершении которого он или кто-либо из его подчиненных иди руководителей обвиняется;

2) за нарушение какого нормативного акта лен административный протокол (когда и кем утвержден этот акт, когда он зарегистрирован в Министерстве юстиции; распространяет ли он свое действие на данное предприятие в данное время);

3) дату совершения административного проступка, а при длящемся правонарушении дату его обнаружения (если со дня совершения или обнаружения административного правонарушения прошло два месяца, то административное взыскание за это нарушение не может быть наложено);

4) кто, когда и где будет рассматривать этот административный протокол;

5) каковы права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности (лицо, привлекаемое к административной ответственности на основании ст. 247 КоАП, имеет право: знакомиться с материалами дела; представлять доказательства; давать объяснения; заявлять ходатайства; пользоваться помощью адвоката; обжаловать постановление по делу; присутствовать при рассмотрении дела, если оно этого желает).

После ознакомления с содержанием протокола и уяснения перечисленных положений необходимо сделать вывод: правомерно ли он составлен. Если протокол составлен правомерно, то в течение пятнадцати дней после получения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа необходимо его оплатить, а с квитанцией об уплате штрафа ознакомить инспектора, чтобы не было произведено удержание суммы штрафа принудительно, через бухгалтерию.

Если сделан вывод, что протокол составлен неправомерно и вы не виноваты в административном правонарушении, в котором обвиняетесь, необходимо в протоколе, в разделе объяснения правонарушения, пояснить, почему вы не согласны с содержанием протокола. Основания для несогласия могут быть самые разные, в частности:

– нарушение нормативного акта было допущено при проектировании или строительстве объекта, а вы его лишь эксплуатируете, или объект был спроектирован и построен до того, как этот нормативный акт был принят;

– нарушение было допущено более двух месяцев назад и инспектору было об этом известно, о чем свидетельствует предыдущее предписание Госпожнадзора;

– нарушение допущено в состоянии крайней необходимости и не причинило никакого материального вреда охраняемым интересам государства и граждан;

– нормативный акт, в нарушении которого вас обвиняют, не зарегистрирован в Министерстве юстиции или не распространяет свою юрисдикцию на ваш объект.

Если все же по административному протоколу, несмотря на ваши объяснения, вынесено постановлен о наложении административного взыскания, необходимо его проанализировать и уяснить:

1) кем вынесено постановление (должность, звание, фамилия);

2) когда вынесено постановление (дата рассмотрения дела и соответствие дате рассмотрения, о которой был уведомлен нарушитель);

3) в качестве кого вы привлечены к административной ответственности: гражданина, должностного лица;

4) каков размер суммы штрафа;

5) за что наложено административное взыскание: за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности.

Постановление о наложении административного взыскания следует обжаловать в суде (жалоба по административному делу не облагается государственной пошлиной) в случаях, если:

а) административное взыскание наложено за нарушение нормативного акта, не прошедшего государственную регистрацию;

б) с момента совершения или обнаружения административного проступка до момента вынесения постановления прошло более 2-х месяцев;

в) лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены его права и обязанности;

г) лицо, привлеченное к административной ответственности, не было извещено о месте и времени рассмотрения дела;

д) лицо привлечено к административной ответственности в качестве должностного, каковым оно не является, и размер суммы штрафа превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;

е) постановление о наложении административного взыскания вынесено от имени старшего государственного инспектора или государственного инспектора по пожарному надзору (этим двум категориям должностных лиц право налагать административные взыскания предоставлено в соответствии со ст. 204 КоАП. Однако ни Закон РФ "О пожарной безопасности", ни "Положение о государственной противопожарной службе" не содержат в себе перечня должностей работников Государственной противопожарной службы, относящихся к этим двум категориям, как того требует ч. 2 ст. 198 КоАП. Закон, как и Постановление, устанавливает, что начальник Главного управления и начальники управлений государственной противопожарной службы субъектов Федерации являются одновременно по должности главным государственным инспектором Российской Федерации и главными государственными инспекторами субъектов Федерации по пожарному надзору, что соответствует ст.ст. 204 и 198 КоАП);

ж) вынесено постановление о наложении административного взыскания за нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности на действующем предприятии, в учреждении, организации, а не при проектировании или строительстве здания или сооружения (диспозиция ст. 169 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение или невыполнение:

– правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, организациях;

– противопожарных требований, предусмотренных строительными нормами и правилами при проектировании и строительстве зданий и сооружений).

При составлении и подаче жалобы в суд на постановление о наложении административного взыскания следует пользоваться помощью адвоката или юридического бюро предприятия. Статья 39 Закона РФ "О пожарной безопасности" также предусматривает административную ответственность юридических лиц за нарушения в области пожарной безопасности. Однако до принятия федерального нормативного акта, регламентирующего процессуальный порядок наложения административных взысканий на предприятия за эти нарушения, они не могут налагаться, даже если это предусмотрено законами субъектов Федерации "О пожарной безопасности", так как это является нарушением п. 2 ст. 76 Конституции России, относящим административно-процессуальное законодательство к совместному ведению России и ее субъектов.

В начало

III. Приостановка эксплуатации объектов

Приостановка работы предприятия является наиболее чувствительным способом воздействия и является по своей сути формой ограничения прав юридического лица на распоряжение своим имуществом. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом. К сожалению, Закон РФ "О пожарной безопасности" не содержит в себе прямого указания, какие именно случаи являются основанием для принятия решения об ограничении прав юридического лица. Частично ответ на этот вопрос дает анализ п. 10 ч. 4 ст. 6 Закона, в котором указано, что в случае обнаружения нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, должностное лицо государственной противопожарной службы имеет право приостановить работу предприятия. Между тем ни один нормативный акт, содержащий технические нормы пожарной безопасности, не содержит в себе перечня норм, обеспечивающих безопасность людей или исключающих возникновение пожара, в отличие от Правил дорожного движения, содержащих исчерпывающий перечень недостатков, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Кроме этого, ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" устанавливает, что вероятность возникновения пожара на объекте, как и вероятность гибели человека на пожаре, не должна превышать одной миллионной. То есть угроза возникновения пожара и (или) безопасности людей должна быть реальной, а не мнимой, и иметь математическое выражение в виде вероятности, превышающей одну миллионную. Нет в законе и норм, определяющих порядок приостановки работы предприятия, эксплуатации зданий и сооружений, т.е. в нем не указано:

– кто и каким образом документирует нарушения противопожарных требований, ставших основанием для принятия решения о приостановке эксплуатации объекта, и какова форма документа, фиксирующего эти нарушения (предписание, административный протокол и т.д.);

– каковы сроки и порядок рассмотрения дела;

– каков порядок извещения заинтересованных лиц о месте и времени принятия решения о приостановке объекта (если материалы рассматриваются должностным лицом, непосредственно не производившим обследование объекта);

– каким образом фиксируются объяснения заинтересованных лиц при рассмотрении дела;

– каково содержание и форма документа, закрепляющего решение должностного лица о приостановке эксплуатации объекта;

– какими способами может приводиться в исполнение решение о приостановке работы объекта и каким образом это фиксируется.

(Частично ответы на эти вопросы содержатся в Постановлении по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденного Главным государственным инспектором России по пожарному надзору. Но этого не-достаточно, так как требуется законодательное регулирование).

В случае вынесения решения о приостановке эксплуатации охраняемого объекта руководитель службы безопасности должен уяснить:

– кем, когда, на основании каких материалов вынесено решение о приостановке и эксплуатации, и с какого периода времени оно действует;

– какие нарушения явились основанием для принятия такого решения, требования какого нормативного акта нарушены;

– существует ли реальная угроза возникновения пожара и (или) безопасности людей, превышающая нормативную;

– в случае, если угроза реальная, какими мерами и в какие сроки ее можно устранить.

Если в результате анализа ситуации будет сделан вывод, что решение о приостановке объекта вынесено необоснованно, его необходимо на основании ст. 13 ГК РФ обжаловать в судебном порядке. В этом случае в соответствии со ст. 53 Арбитражно-процессуального кодекса РФ должностное лицо, принявшее решение о приостановке эксплуатации объекта, должно само доказывать в суде обоснованность и правомерность своих действий.

Это нужно знать каждому!
Актуальные проблемы погорельцев
в российской печати:

Статья "Случился пожар? Действуй!"
Статья "Пожар - дело юридическое"
Статья  "Детектив расследует поджог"
Статья "Полномочия ГПС и "пробелы" законодательства"
Статья "Противопожарное страхование и мошенничество"
Статья "Правила пожарной безопасности - это Закон?"
Статья  "Страховая компания обследует зону горения"
Статья "Служба безопасности расследует пожар"
Статья "Огонь, частный детектив и адвокат"
Статья "Охранник не брандмейстер, однако..."
Статья "В офис пришел пожарный инспектор"
Статья "Кто нас контролирует, тот нас и танцует"
Статья "Критический взгляд на правила пожарной безопасности. Анализ рынка систем пожарной сигнализации"

 

 

   
В начало Главная страница Контакт